30 Октябрь 2024

Заседание Правления РОИС. "Проект Обращения в органы Власти РФ о проблемах развития строительной отрасли и предложения их решений."

Заседание Правления РОИС. "Проект Обращения в органы Власти РФ о проблемах развития строительной отрасли и предложения их решений."

30 октября 2024 года состоялось заседание Правления Общероссийской общественной организации «Российское общество инженеров строительства» РОИС «Обсуждение проекта итогового документа - «Обращение в органы Власти РФ о проблемах развития строительной отрасли и предложения их решений от «Российского общества инженеров строительства». В заседании приняли участие: 1. Серов Валерий Михайлович. Председатель РОИС 2. Аверченко Владимир Александрович. ТПП РФ. Член комитета по предпринимательству и Информации в строительстве. Член Правления 3. Бурлов Юрий Александрович. Генеральный директор ОАО «Подольск цемент». Член Правления 4. Видьманов Виктор Михайлович. Член фракции КПРФ, Госдума РФ. Член Правления 5. Гинзбург Александр Владимирович. ГУП «дорожно-мостового строительства» Правительства Москвы. Член Правления 6. Горностаев Александр Васильевич. АО «Мосинжпроект», председатель Совета директоров. Член Правления 7. Гусев Борис Владимирович Президент Российской инженерной академии РИА. Почетный член Правления 8. Гурьев Владимир Владимирович – Руководитель Управления строительной науки и защиты от стихийных бедствий ФГБУ ЦНИИП Минстроя РФ. 9. Жданов Станислав Станиславович. Заместитель Председателя Правления по регионам 10. Замыцкий Николай Львович. Директор МО РОИС, сопредседатель Правления. ФСК «Лидер». Член Правления 11. Зуев Юрий Борисович. Председатель Правления Тверского отделения РОИС. Член Правления 12. Иваницкая Лида Владимировна. Вице-президент , Главный учёный секретарь РАЕН 13. Ильичёв Вячеслав Александрович. Вице-президент РААСН. Почётный член Правления 14. Катков Виктор Иванович. Совет ветеранов энергетики. Заслуженный энергетик РФ. Член Правления. 15. Краснов Михаил Александрович «Союз сельских строителей», вице-президент 16. Оробей Ольга Николаевна. Главный редактор издательства «Мастер». 17. Седов Анатолий Григорьевич. Государственный Советник РФ 1-го класса. Член Правления 18. Сошенко Борис Александрович. Председатель. «Профсоюз строителей РФ» Член Правления 19. Селезнёв Константин Александрович Председатель РО РОИС по Липецкой области. ООО «РМС», технический директор. 20. Утямышев Ильдар Рустамович. Вице-президент РАЕН. Доктор технических наук. 21. Фесенко Дмитрий Евгеньевич. Главный редактор Журнала «Архитектурный вестник» 22. Чубенко Юрий Тимофеевич. Генерал-лейтенант. Член Правления. 23. Чердынцев Павел Сергеевич. ООО «Фабер Гласс Рус», коммерческий директор. Член Правления. 24. Шлыгин Александр Викторович – АНТО «Лаборатория экспертных исследований и ситуационного анализа», заместитель генерального директора. Ревизионная комиссия РОИС. Перед участниками заседания с вступительным словом выступил Серов Валерий Михайлович. Он отметил, что в советское время сложилась мощная производственная база строительства – промышленного, гражданского, транспортного. Развивалось производство строительных материалов и изделий, строительные технологии и оборудование. Одной из приоритетных задач являлось развитие массового домостроения, что позволяло добиваться значительных успехов в области жилищного строительства. Сегодня в основополагающих документах строительной отрасли развитие производственной базы строительства определенно недооценивается, уведено на задний план. В исторической ретроспективе успеха добивались те специализированные сферы строительной деятельности, которые формулировали и ставили перед собой четкие цели и задачи, выстраивали под это соответствующую структуру управления и достигали вполне определённых результатов. Имеется в виду, прежде всего, сфера строительства объектов атомной промышленности, связанная с именем Средьмаша, где формировалась собственная инженерно-строительная школа, ответственная, в том числе, за профессиональное образование и подбор кадров. В качестве примера можно также привести систему Минэнерго, располагавшую своей профессиональной школой и развитой строительной базой. Динамично развивались различные области промышленности – черная и цветная металлургия, химические отрасли, позднее – электронная промышленность. Нельзя не сказать в этой связи о системе Минмонтажспецстроя, где, в частности, ставились и решались в жесткие сроки и на уровне мировых стандартов специальные задачи создания намывных объектов. Свидетельством успешной деятельности советских строителей могут служить многочисленные здания и сооружения, прежде всего, промышленные, возведенные нашими специалистами за рубежом. К сожалению, сегодня утерян опыт строительства, к примеру, металлургических предприятий. Наш коллектив представляет собой собрание единомышленников, которые принимали активное участие в масштабных строительных программах и проектах – отечественных и зарубежных. Которые знают, что нужно делать и как. Поэтому мы должны донести до нового поколения этот профессиональный опыт, подсказать и направить, помочь сформулировать первоочередные задачи, указать возможную ресурсную базу и последовательность действий. Именно коллегиальное мнение, коллегиальное обсуждение позволит добиться результатов. Иваницкая Лида Владимировна, Первый Вице-президент Российской Академии естественных наук (РАЕН) проинформировала, что Российское общество инженеров строительства приняли в состав РАЕН коллективным членом Академии. Необходимо объединить наши усилия в области науки, инженерного дела и строительства. Также Диплом РАЕН действительного члена Академии вручен Серову Валерию Михайловичу. Валерий Михайлович сообщил, что Российское общество инженеров строительства приняли членом в Азиатский координационный совет по гражданскому строительству АСЕСС. Фесенко Дмитрий Евгеньевич выступил с докладом о проекте итогового документа - «Обращение в органы Власти РФ о проблемах развития строительной отрасли и предложения их решений от «Российского общества инженеров строительства». Д.Е. Фесенко представил сводный текст обращения по представленным материалам членов РОИС, выделил пять блоков проблем: Работа строительной отрасли в отчетах властных структур Российской Федерации представляется как достаточно эффективная, исходя, прежде всего, из цифр валового объема вводимого ежегодно жилья, сопутствующих ему объектов инженерной, коммунальной инфраструктуры и транспорта. Вместе с тем, при внимательном взгляде на совокупность показателей и трендов, в составе которых такие цифры фиксируются, видны серьезные системные просчеты и ошибки, относящиеся главным образом к сфере пространственного стратегирования. Сегодня в стране наметился прорыв в совершенствовании принципов пространственного развития и, соответственно, кардинальное изменение градостроительной политики. На покупку жилья в 2023 г. граждане России направили около 8 трлн рублей, при этом свыше половины строящегося – это ИЖС, доля которого в последние годы неуклонно растет. Тем не менее, политика гиперконцентрации населения в миллионниках и крупных городах страны, истоки которой восходят к концу 1950-х гг., остается незыблемой. В 1959 г. в РСФСР насчитывалось 284 тыс. поселений, в 1990 г. – около 160 тыс. В начале 2020-х гг. в РФ – порядка 153 тыс. поселений, в том числе более 24 тыс. - заброшенных, свыше 35 тыс. – сельских населенных пунктов, число жителей в которых не превышает 10 чел. Встает задача приведения в соответствие реальных процессов, происходящих в сфере строительства, и проводимой градостроительной политики, распространяющейся на различные связанные между собой области – от пространственного развития до энергетики и жилищного строительства. Пространственное стратегирование К середине 2010-х гг. относятся первые симптомы возрождения пространственного стратегирования – утвержден ФЗ-172 «О стратегическом планировании», разработаны СТП в области транспорта, трубопроводного транспорта, объектов здравоохранения и высшего образования, национальной безопасности, утверждена и в настоящее время ведется работа над новой редакцией Стратегии пространственного развития РФ. В новой, датированной 2021 г., редакции Стратегии национальной безопасности появился пункт о сбалансированном развитии системы расселения, включая малые, средние города и сельские территории. Следующим логическим шагом в направлении развития пространственного стратегирования является интегративный документ, который охватывал бы и взаимоувязывал различные отрасли экономики – ОПК, авиастроение, судостроение, машиностроение, станкостроение, приборостроение, электронную промышленность, нефте- и газохимию, аграрный сектор, пищевую и легкую промышленность и пр., учитывая при этом, наряду с географическими и территориальными аспектами, социальные, экономические, демографические, социокультурные, экологические и прочие приоритеты. В связи с дефицитом институтов, кадров и требуемого финансирования методологической основой подобного документа может стать метод наложения отдельных слоев, которые следуют как географическому, так и отраслевому принципу. Среди таких слоев: Русская Балтия, Город-архипелаг Владивосток, кластеры ОПК с научно-проектным и производственно-технологическими циклами, существующие и развиваемые ТПК, сельское расселение, городские округа (имеются в виду т.н. разрежение заселения и ландшафтно-усадебная урбанизация). Принципиальным препятствием на пути пространственного развития страны оказывается искусственно созданный дефицит земель под малоэтажное строительство. Для размещения 1 млрд кв. м жилья на десятилетие выделено 500 тысяч га земли – на порядок меньше необходимого для размещения малоэтажного и индивидуального жилья. Иначе говоря, вопреки лозунгам о необходимости развития ИЖС, в действительности градостроительный потенциал рассчитывается под строительство сверхплотной и сверхвысотной застройки. В настоящее время средняя этажность в МКД превысила 20 этажей, что пагубно сказывается на обеспечении градостроительной и военно-стратегической безопасности, в частности, на пожарных угрозах и рисках в отсутствии пожарных лестниц выше 16-го этажа. Необходимым фактором перехода на новые режимы градостроительства и массового жилищного строительства является создание базы индустриального домостроения и новых видов массовых строительных материалов. Последовательное развитие должен получить новый этап архитектурно-строительного проектирования с использованием стандартов и типовых решений, применяемых для различных функционально-планировочных и конструктивных элементов малоэтажных зданий всех видов и назначений. Необходимо: 1) провести инвентаризацию сельских поселений, заброшенных в последние 15-20 лет, где сохранились жилые и сельскохозяйственные постройки, ЛЭП, дороги и пр., с последующим наложением выявленной сети на карту развития существующих и возрождаемых промышленных производств и аграрных хозяйств; 2) реализовать комплекс мероприятий по стимулированию ландшафтно-усадебной урбанизации, среди них: - провести аудит технологий малоэтажного строительства, в том числе экспериментальных, с целью их последующей локализации и развития в регионах РФ - содействовать развитию систем автономного жизнеобеспечения объектов малоэтажного строительства - разработать организационно-финансовые механизмы поддержки малоэтажного строительства с опорой на накопленный региональный опыт (Белгород, Курган и др.) - обеспечить организационно-финансовые механизмы возведения объектов социального назначения в их привязке к структуре расселения - содействовать переориентации строительства транспортной инфраструктуры с ограниченного числа агломераций в направлении развития проектов, нацеленных на сшивание пространства страны, а также с преимущественного строительства автомагистралей I класса (стоимостью 1-2 млрд руб. за 1 км) на строительство дорог IV-V класса (по 25 млн руб. за 1 км) - законодательно ограничить процессы монополизации в сфере девелопмента и строительства, создать условия для развития малого и среднего бизнеса - законодательно утвердить строительство социального жилья в качестве приоритетной задачи - разработать и утвердить программу поддержки многодетности с использованием механизма развития малоэтажных поселков - законодательно ограничить строительство многоквартирных домов стандарт- и комфорт-класса 16-ю этажами; 3) осуществить пилотные проекты, представительствующие от выявленных слоев и охватывающие болевые точки системы расселения, которые связаны с военно-стратегическими макроугрозами и рисками, геополитическими и геоэкономическими приоритетами страны: сегмент сельских поселений (Ростилово Вологодской области - газоперерабатывающий кластер), сегмент ОПК (подсистема расселения Снежинск-Озерск-Миасс-Трехгорный-Челябинск-Магнитогорск), сегмент ТПК (Тимано-Печорский комплекс), программа Город-архипелаг Владивосток (Зарубино - расширение терминального комплекса), сегмент городских округов – программа Русская Балтия (разрежение заселения Петербурга и Ленинградской области в направлении Усть-Луга, Кингисепп, Псков, Новгород) и др.; 4) в оперативном порядке разработать Карту градостроительных рисков, выраженных в балльной форме, применительно к актуальным военно-стратегическим условиям, включающую четыре позиции: Регионы, Поселения, Объекты различного функционального назначения, Линейные объекты. Тем самым органы управления получат объективный инструмент, который позволит оценить и адекватно реагировать на возникающие угрозы и риски. Энергетика Сегодня в России производство электроэнергии на 1 человека составляет 7384 кВт-час, в то время как в Финляндии - 12509, в США - 12834, в Канаде - 16 900. Темпы роста производства электроэнергии в России в 5,3 раза ниже среднемировых. От 50% до 80% энергетического оборудования исчерпало свой ресурс. Коэффициент использования энергетического оборудования по времени в России самый низкий в мире, что приводит к моральному старению оборудования и удорожанию стоимости электроэнергии. Основная проблема российской энергетики – высокая энергоемкость нашей экономики. Многотысячный строительно-монтажный комплекс Минэнерго, занимавший второе место в СССР по объёму капитального строительства, прекратил своё существование. Необходимо: - установить жёсткое государственное регулирование цен на основные товары и услуги, в первую очередь на электроэнергию; - цена электроэнергии для потребителей должна быть неизменяемой в течение как минимум 10 лет и включать в себя затраты на развитие и реконструкцию объектов энергетики. Жилищное строительство При разработке национального проекта «Жилье и городская среда» и выпущенных в его развитие регламентирующих документов допущены отдельные системные недочёты и несбалансированность контрольных показателей, снижающие макроэкономический эффект от его реализации. Они должны быть учтены при подготовке нового национального проекта «Инфраструктура жизни». В настоящее время доля студий и 1-комнатных квартир во многих мегаполисах превышает половину ввода, что блокирует демографический рост страны. Декларируемое в течение многих лет наличие в РФ жилищной проблемы арифметическими методами не подтверждается, и попытка решить её за счет механического наращивания объемов жилищного строительства на территориях, где есть платежеспособный спрос и развитые мощности строительных организаций, ни к чему не приведут. Чтобы исполнить Указ Президента России от 7 мая 2024 г. о национальных целях и проектах, установивший целевые показатели выхода на средний уровень жилищной обеспеченности 33 кв. м на человека к 2030 г. и не менее 38 кв. м к 2036 г., ввод жилья для достижения такого показателя на 2030 г. (с учетом выбытия за этот период около 124 млн кв. м) должен приблизиться к 1 млрд кв. м, а на 2036 г. (с учетом ожидаемого выбытия еще более 170 млн кв. м за период 2030-2035 гг.) заметно превысить 1 млрд. При продолжении государственного стимулирования строительного бизнеса с преимущественным строительством МКД с дорогостоящими, но малыми и микроквартирами выход на такие показатели будет недостижимым. Прежде всего ввиду состава квартир, средняя площадь которых в МКД составляет около 50 кв. м. Даже бездетная семья при сохранении тенденции строительства квартир такого размера не сможет достичь требуемого усредненного показателя, а семья с одним ребенком будет нуждаться в квартире, размеры которой вдвое превышают жилье, предлагаемое строительным бизнесом. Отдельно следует сказать о московском опыте реновации, который выступает сегодня в качестве ориентира для других российских городов. В результате реализации программы реновации население получает новое, но морально устаревшее жильё. Экология В европейской части России почти повсеместно в местах проживания населения фиксируется 7, 6, 5 ранг экологической опасности при признанной недопустимости 6 и 7 рангов. В этой связи необходима оценка влияния загрязнений в городе на здоровье жителей и состояние территории. Мониторинг экологических проблем становится ежедневным предметом внимания городских служб. В настоящее время разработана количественная оценка уровня комфортности среды обитания. Необходимо стимулирование применения инноваций, что способствует сохранению ресурсов. В то же время в России отсутствует организационно-экономический механизм создания и использования инноваций. Организация и управление Ввиду отсутствия стратегии экономического развития страны, направлений использования инвестиций и неэффективно выстроенной структуры государственного управления и регулирования строительной отрасли растут объёмы незавершенного строительства, не выполняются установленные сроки строительства, для российской строительной отрасли характерны низкий уровень производительности труда, невосприимчивость к инновациям, необеспеченность современной строительной техникой и оборудованием, низкая квалификация работников и неудовлетворительное качество строительной продукции. Ежегодно в стране из-за банкротства и по другим причинам прекращают свою деятельность до одной седьмой части учитываемых Росстатом организаций в строительной сфере. Утвержденная распоряжением Правительства от 31 октября 2022 г. №3268-р Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. объединяет два совершенно разноплановых направления деятельности, а именно - строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время Минстроем России запланирована подготовка Генеральной схемы развития градостроительной деятельности в РФ. Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) приступает к инициативной работе над Генеральной схемой расселения на территории страны. Предусмотрена разработка Стратегии развития малоэтажного и индивидуального жилищного строительства до 2030 г. и на период до 2040 г. На этой основе необходимо сформировать «Консолидированную программу развития градостроительной деятельности, устойчивости системы расселения и перехода к новому этапу урбанизации на территории Российской Федерации», включающую в свой состав инновационные программы: 1) развития малоэтажного и индивидуального жилищного строительства с сопутствующими объектами социально-образовательной сферы; 2) формирования межотраслевого комплекса базы строительной индустрии – производства новых строительных материалов, комплектующих изделий, оборудования, инженерных систем и элементов; 3) реконструкции, ремонта, поддержания и повышения качества жилого фонда; 4) реконструкции, ремонта, поддержания и повышения качества сетей и объектов инженерной инфраструктуры, благоустройства, комфортности жилой среды, 5) взаимоувязанного развития сети подрядных строительных организаций и предприятий – территориальных, отраслевых, межотраслевых, специализированных, строительно-монтажных; 6) адаптации к новым условиям градостроительного развития существующих предприятий стройиндустрии, развития малого и среднего предпринимательства; 7) формирования новых рынков и инвестиционных направлений: территорий и земельных участков, объектов и территорий массового малоэтажного строительства, строительства объектов инфраструктуры, других рынков, инвестиционных секторов и механизмов. В качестве первоочередных действий целесообразно осуществить разработку нормативно-правовых актов – сводов правил, иных документов; подготовить проекты дополнений и изменений в ряд законодательных актов. В частности, в Гражданский, Земельный, Градостроительный кодексы Российской Федерации; организовать рабочую группу, имеющую компетенции обеспечивать подготовку материалов для Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по направлению «Консолидированная программа развития градостроительной деятельности». Необходимо осуществить актуализацию Стратегии развития строительной отрасли, поставив во главу угла инновационный вектор развития. Обновленная Стратегия должна содержать конкретные мероприятия и доступную для контроля органами власти и общества систему скоординированных количественных и качественных показателей. В области энергетики необходимо: - в составе Правительства создать под руководством заместителя Председателя Правительства Отдел по развитию топливно-энергетического комплекса страны в составе следующих министерств: энергетики и электрификации, нефтяной и газовой промышленности, торфяной и угольной промышленности, атомной энергетики, энергетического машиностроения; - создать министерства энергетической отрасли с научно-исследовательскими и проектными институтами, с региональными Управлениями, с мощными организациями эксплуатации и отраслевого строительства, используя опыт Министерства энергетики и электрификации СССР и других стран. В связи со всем вышеизложенным насущно необходимо создание Комитета по пространственному стратегированию, градостроительству и архитектуре при Президенте РФ, в обязанности которого входило бы пространственное стратегирование развития страны, прежде всего, разработка триады документов - Генеральной схемы развития градостроительной деятельности в РФ, Генсхемы расселения на территории РФ, Стратегии развития малоэтажного и индивидуального строительства до 2030 г. и на период до 2040 г. В обсуждении представленного материала приняли участие члены РОИС: Виктор Михайлович Видьманов – необходим анализ сегодняшнего положения строительного комплекса. Необходимо воссоздать Госплан как центральный институт планирования. Необходим восстановить Госстрой, в задачи которого входило бы формулирование и решение проблем строительной отрасли. Вячеслав Александрович Ильичёв - необходим анализ принятых законов в строительной отрасли. Необходимо изучать и применять лучшие инновационные механизмы, выработанные в других странах. Об уважительном отношении к природе. Виктор Иванович Катков – необходимо разработать Концепцию инвестиционно-строительной политики и создать соответствующую структуру органов государственного и регионального управления, которая станет основой для разработки соответствующего федерального закона. Строительная отрасль является наиболее сложной отраслью. О роли Госстроя. В советское время каждое из министерств занималось строительством, и сегодня отраслевое строительство необходимо. Проведение региональной политики, учитывающей приоритеты строительства на селе. Сегодня государственный организм болен – необходимо восстановление системы госуправления. Александр Васильевич Горностаев – необходимо возрождение пространственного стратегирования, выраженного в соответствующих документах развития. Юрий Тимофеевич Чубенко – в Обращении необходимо особо выделить демографический аспект. Необходимо развивать строительный комплекс в направлении Урала и Востока страны, республики Крым. Михаил Александрович Краснов – необходимо восстановить институт строительства бесплатного жилья. О создании мест приложения труда. О содействии развитию лесной промышленности. О применении инновационных строительных материалов. Николай Львович Замыцкий – предложил создать рабочую группу по подготовке Обращения РОИС в органы Власти РФ о проблемах развития строительной отрасли. В заключении заседания В.М. Серов поздравил участников заседания с праздником – Днём народного единства, и вручил участникам заседания знак «Почётный член РОИС», который является выражением признательности, уважения и благодарности от Организации РОИС за выдающиеся заслуги, профессионализм, членам «Российского общества инженеров строительства» и участникам строительного комплекса России, внёсшим значительный вклад в развитие строительной отрасли России», согласно Положению «Почётный член РОИС» , принятому на заседании Правления РОИС от 15.12.2023 г.

blankblankblankblankblank