23 Май 2024

Заседание Правления РОИС "Новые тенденции в совершенствовании развития Архитектурно-строительной отрасли России."

Заседание Правления РОИС  "Новые тенденции в совершенствовании развития Архитектурно-строительной отрасли  России."

23 мая 2024 года состоялось заседание Президиума Правления Российского общества инженеров строительства по теме «Новые тенденции в совершенствовании развития Архитектурно-строительной отрасли России». В работе заседания Правления приняли участие: 1. Серов Валерий Михайлович – Председатель РОИС, Президент Международного Фонда содействия экономического развития им. Байбакова, Президент ООО «АВТОТОР ХОЛДИНГ ИНВЕСТ», доктор экономических наук, Заслуженный строитель РФ, Почётный строитель Москвы. 2. Воронцов Геннадий Иванович – Председатель Правления РОИС, генеральный директор ВНИИНТПИ, Почётный строитель Москвы, Почётный академик РААСН, профессор, Заслуженный энергетик стран СНГ, Почётный транспортный строитель, Почётный строитель РФ, Заслуженный строитель РФ. 3. Аверченко Владимир Александрович – Торгово-промышленная палата РФ, Комитет по предпринимательству в сфере строительства, член Комитета, заслуженный строитель РФ, кандидат экономических наук. 4. Бурлов Юрий Александрович – Генеральный директор ОАО «Подольск-цемент», доктор технических наук. 5. Видьманов Виктор Михайлович- Член Президиума ЦК КПРФ, Академик Академии инвестиций и экономики строительства. Заслуженный строитель РФ. 6. Гвоздков Александр Николаевич – Председатель РО РОИС по Волгоградской области, к.т.н., доцент кафедры «Энергоснабжение, теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция» ИАиС ВолгГТУ, профессор РАЕ, советник РААСН, член-корреспондент МАНЭБ, Заслуженный работник науки и образования РФ. 7. Гинзбург Александр Владимирович - Заместитель директора по проектированию и строительству транспортно- пересадочных узлов Государственного Казенного Учреждения «Управления Дорожно- Мостового строительства» Правительства г. Москвы. (ГКУ УДМС). 8. Горностаев Александр Васильевич – АО «Мосинжпроект», председатель Совета директоров. Почётный член РААСН, почётный строитель РФ. 9. Гусев Борис Владимирович - Президент Российской инженерной академии главный редактор ПГС. Доктор тех. наук, профессор, Академик РИА, член-корреспондент РАН, Заслуженный деятель науки 10. Гутников Владимир Анатольевич – ФГБУ ЦНИИП Минстроя России, Председатель НТС Института, кандидат технических наук, член корреспондент РААСН. 11. Гурьев Владимир Владимирович – заместитель генерального директора ЦНИИП Минстроя РФ. Д.т.н., профессор., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, советник РААСН. 12. Жданов Станислав Станиславович – заместитель Председателя Правления РОИС, к.э.н. 13. Замыцкий Николай Львович – Директор Московского отделения РОИС, сопредседатель Правления МО РОИС, вице-президент ООО «ФСК» Лидер, Почётный строитель Москвы. 14. Зуев Юрий Борисович – член Правления РО РОИС по Тверской области, генеральный директор ООО «Научно-технического центра нанотехнологий», Почётный академик АЭИН. 15. Катков Виктор Иванович – Председатель Совета ветеранов энергетики, Заслуженный работник Минтопэнерго РФ. 16. Кривов Александр Сергеевич - ФГБУ «ЦНИИП МИНСТРОЯ РОССИИ», научный руководитель института. Почетный Архитектор России. Академик Международной академии архитектуры (МААМ), генеральный директор Национального градостроительного института. Председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Объединение ГрадСтройПроект». 17. Лобанов Николай Николаевич- Советник директора ГБУ г. Москвы «МИЦ». Председатель экспертного Совета РОИС. 18. Седов Анатолий Григорьевич - Государственный советник Российской Федерации I класса, Заслуженный экономист Российской Федерации, Почётный строитель России. 19. Сошенко Борис Александрович – Профсоюз строителей России, Председатель. Почётный строитель РФ. 20. Покрасс Альбина Альбертовна – заместитель директора Московского отделения РОИС по общим вопросам. 21. Шлыгин Александр Викторович - Председатель РО РОИС. АНО «ЛЭКСАН» «Лаборатория экспертных исследований и ситуационного анализа», заместитель генерального директора. 22. Чердынцев Павел Сергеевич-ООО «Автодор Холдинг Инвест», помощник Президента, директор инвестиционных проектов. 23. Чубенко Юрий Тимофеевич - Директор по наземному обслуживанию международного аэропорта «Шереметьево», заместитель Генерального директора аэропорта «Внуково» по развитию, генерал-лейтенант. 24. Фесенко Дмитрий Евгеньевич – главный редактор журнала «Архитектурный Вестник». Почетный член отделения архитектуры РААСН. 25. Оробей Ольга Николаевна – генеральный директор издательство «Мастер». 26. Юсифов Ильгам Закирович - юрист, член ассоциации международного права. С вступительным словом выступил Серов Валерий Михайлович, выделил основные задачи стоящие перед строительным комплексом РФ в нынешних условиях. Необходимо понимать какие нужны механизмы решения поставленных задач перед строительным комплексом, посчитать какие необходимы дополнительные ресурсы, обменяться мнением и составить обобщающий документ для обращения в Правительство РФ, Министерство Строительства и ЖКХ. С основным докладом выступил Кривов Александр Сергеевич -научный руководитель института ФГБУ «ЦНИИП МИНСТРОЯ РОССИИ» - «Новые задачи в Архитектурно-строительной отрасли РФ на текущий период»: 1. Работа строительной отрасли представляется достаточно эффективной, исходя из цифр валового объема вводимого ежегодно жилья и сопутствующих ему объектов, инфраструктуры, производства, транспорта. Вместе с тем, при взгляде на совокупность показателей и трендов, в составе которых такие цифры фиксируются, отчетливо виден потенциал совершенствования, способный серьезно улучшить общий климат поступательного цивилизационного развития страны. Ресурсы, вовлекаемые в сферы работы строительного мульти-отраслевого комплекса включают все перечисленные выше виды строительства, а также жилищно-коммунальное хозяйство, реконструкцию, капитальный ремонт, производство строительных материалов, машин, механизмов и, наконец, градостроительство как деятельность по планированию и проектированию развития национальной и региональных систем расселения, форм и структуры развития городов, всех видов поселений, нормативно-правового регулирования планировки и развития территорий, пространственного развития на всех уровнях – от федерального до муниципального. 2. Значимость проблем развития отрасли видна из того, что на покупку жилья в 2023 году граждане России направили 8 триллионов рублей, а это косвенно свидетельствует о суммарных средствах, привлекаемых в строительный комплекс на примере только одной из его сфер – жилищного строительства. На период до 2029 года ожидается приток средств, направляемых населением на приобретение жилья, в объеме 55 триллионов рублей – грандиозные объемы, ставящие вопрос о структуре и соотношении внутренних пропорций и балансов внутри этой сферы. Вопрос вне специальной и целенаправленной детализации своих позиций напоминает государственную программу вооружений, имеющую количественно сравнимые параметры вложений, но не конкретизированных по тактико-техническим параметрам продукции гособоронзаказа. Свершившиеся серьезные изменения в ведении военных действий, связанные, например, с использованием БПЛА, безусловно оказали глубокое воздействие на этот заказ. 3. Также и жилищное строительство, градостроительство в целом, столкнулись сегодня с ситуацией резкого структурного перелома своей практики, достаточно неожиданно для отрасли. А именно – выход индивидуального жилищного строительства (ИЖС) на роль ведущего по вводу жилья сектора, превзошедшего в последние три года ввод железобетонного многоэтажного коммерческого домостроения (МКД) с микроквартирами, строящимися по заказу коммерческих инвесторов за средства населения в ипотечных режимах. Позитивное влияние, которое может оказать сложившийся перелом в жизни страны трудно переоценить. Негативное влияние МКД на заметное падение рождаемости и критичность демографической повестки, также как вызванное им преобладание развития мегаполисов и их стянутых агломераций при сверхконцентрации населения в небольшом по числу центров в западной части страны – очевидны. Подавляющая – в результате – разбалансировка по численности жителей западной части России и ее восточных макрорегионов – Сибирского и Тихоокеанского, как и ряд других крайне тревожащих в перспективе факторов, требуют много более глубокой проработки наших перспектив. Становление России как государства-цивилизации немыслимо без мощного развития восточной ее части – Сердцевины суши, России, или – в иной трактовке – Севера середины земли. 4. Указ от 7 мая 2024 года, подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, о национальных целях и проектах установил целевые показатели выхода на средний уровень жилищной обеспеченности 33 кв. м на одного человека к 2030 году и не менее 38 кв. м на человека к 2036 году. Ввод жилья для достижения такого показателя на 2030 год должен (с учетом выбытия за этот период около 124 млн. кв. м), приблизиться к миллиарду кв. м, а на 2036 год (с учетом ожидаемого выбытия еще более чем 170 млн. кв. м за период 2030-2035 годов) должен заметно превысить миллиард и довести суммарный жилой фонд страны до примерно 5,5 миллиардов кв. м в сравнении с 4,3 млрд. кв. м фонда на 2024 год. В МКД выход на такие показатели совершенно недостижим. Прежде всего в виду состава квартир, средняя площадь которых в МКД составляет около 50 кв. м. Это означает, что даже бездетная семья по отношению к такой площади квартиры не обеспечивает требуемого показателя, а семья с всего с одним ребенком далеко выходит за существующие рамки и нуждается в квартире, вдвое превышающей по площади среднюю на сегодня. К тому же ставшая средней в МКД этажность, превысившая уже 20 этажей, пагубно сказывается на градостроительной безопасности и функциональном соответствии зданий такой этажности семьям с детьми. При этом планировочная структура высотных зданий препятствует устройству сколь-нибудь просторных квартир в силу недогрузки лестнично-лифтовых узлов при нормативно-предписанных пожарных ограничениях на площадь этажа и требуемое количества лифтов. Энергоемкость и другие сопутствующие эксплуатации зданий МКД факторы – скученность, острый дефицит автостоянок и другие, связанные с сферой ЖКХ, оказывают прямое неблагоприятное воздействие на социально-психологический фон проживающего в районах МКД населения. Предстоят также значительные объемы работ по утилизации объектов выбывающего крупнопанельного железобетонного домостроения и капитального ремонта подобного жилого фонда в объемах многих сот тысяч кв. метров, построенных в период 50 и более лет назад. Строительство МКД явно завершает исторический интервал своего расцвета, подобно многим другим явлениям, теряющим со временем эволюционный потенциал. В том числе в силу неадаптивного гигантизма и утери качеств соответствия основной функции. В нашем случае – решению жилищного вопроса нашей страны, нуждающейся в активном демографическом росте, дальнейшем освоении своего пространства, переориентации на восточный и южный векторы своего развития и взаимодействия с соседями, а также явного несоответствия технологической платформы МКД требованиям ограниченного платежеспособного спроса. В результате цена продаж квартир в домах МКД достигает многих сот тысяч рублей за каждый квадратный метр, сами квартиры вследствие этого минимизируются по всем габаритным параметрам, не выходя иногда просто на двузначную цифру. Доля студий и малых однокомнатных квартир в многих мегаполисах начинает превышать половину ввода, а это просто блокирует демографический рост народонаселения. 5. В ИЖС, напротив, средняя стоимость одного квадратного метра одноквартирного жилого дома, строящегося по заказу будущего потребителя подрядным способом, в том числе с активным участием самого потребителя, составляет как правило три-четыре десятка тысяч рублей, что в разы меньше цен МКД. Площадь таких домов равняется в среднем 130-140 квадратных метров, открывая широкие возможности роста числа детей в семьях. Обычно такие дома располагаются на отдельных участках, множа примеры усадебного ИЖС. В настоящее время началось использованием целого ряда инструментов поддержки ИЖС, направленных в первую очередь на стимулирование потребителя и снижение порога платежеспособного спроса. Необходимо обеспечить начавшееся взрывное развитие ИЖС адекватной проектно-технической и стратегической основой, вывести этот процесс из зон стихийности и фрагментированной отрывочности, свойственных набирающему гигантский размах процессу. Особенно актуальны и необходимы глубокие изменения в градостроительном территориальном планировании и проектировании, в землеустройстве и землепользовании. Под нужды массового роста ИЖС потребуется дополнительный отвод нескольких миллионов гектаров и выход на суммарный показатель доли земель поселений до 1,5% от площади территории страны, что остаётся по-прежнему показателем, многократно уступающим доле земель поселений на территориях стран мира. При смене градостроительной модели расселения дефицит земель под малоэтажное строительство должен рассматриваться только как аргумент для подготовки нового генерального плана поселения, городского округа, муниципального района. 6. Необходимым фактором перехода на новые режимы градостроительства и массового жилищного строительства является создание базы индустриального домостроения и новых видов массовых строительных материалов. Прежде всего – деревянных конструкций при широком выборе огне- и водо- устойчивых пропиток, лаков, утеплителей на основе продуктов глубокой переработки газонефтехимии, а также всех видов керамики на основе осадочных пород - песка, глины, известняка. Базовые строительные материалы должны выйти из ниши энергоемких и высоко затратных в утилизации конструкционных материалов подобных железобетону, стать экологически «безследными», легко логистически доступными, недорогими на всей территории страны. 7. Последовательное развитие должен получить новый этап архитектурно-строительного проектирования с использованием стандартов и типовых решений, применяемых для различных функционально-планировочных и конструктивных элементов малоэтажных зданий всех видов и назначений. Автоматизированное проектирование позволит обеспечить создание открытого множества вариантов строительства жилых, общественных зданий; возможностей планировки и застройки жилых и иных кварталов, функциональных зон, их вертикальной и инженерной подготовки в различных природно-климатических условиях – вечной мерзлоты, сейсмики, цунамиопасности, на различных грунтах, рельефе; в различных условиях обеспеченности инфраструктурой, в том числе энергетики, газо- и водо- снабжения, а также способов включения в космические информационные сети как обязательного компонента возможных вариантов оборудования объектов капитального строительства. *** Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Закон ФЗ-172 о стратегическом планировании в части, касающейся стратегии пространственного развития РФ, указывают на определяющую роль устойчивости системы расселения и называют основные способы достижения такой устойчивости. Переход к новым формам урбанизации включает в себя развитие градостроительной модели, ориентированной на преобладание малоэтажного многоквартирного строительства с большими квартирами и индивидуальными жилыми домами ИЖС, объектов социально-образовательной сферы и локально размещаемых информационно-сетевых мест приложения труда. Развитие получат центростремительные, разбегающиеся и бассейновые, пространственно развитые агломерации поселений и производственно-логистических комплексов, включающих территории нескольких субъектов РФ. Несколько агломераций, обладающих повышенным уровнем связности, будут призваны сформировать макрегиональные, межрегиональные и локальные системы расселения, опираясь на разветвленную сеть разных категорий дорог, трасс, коммуникаций и системы космической связи. В настоящее время Минстрой России запланировал подготовку подведомственным ему институтом ЦНИИП Минстроя РФ основ Генеральной схемы развития градостроительной деятельности в Российской Федерации. Национальное объединение проектировщиков и изыскателей приступает к инициативной работе над Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации, занимающую одну из ключевых позиций в системе градостроительной деятельности нашей страны. Представляется целесообразным создать тройственную связку указанных работ с проектом Стратегии развития малоэтажного и индивидуального жилищного строительства до 2030 года и на период до 2040 года, сформировать на этой основе «Консолидированную программу развития градостроительной деятельности, устойчивости системы расселения и перехода к новому этапу урбанизации на территории Российской Федерации», включающую в свой состав программы: а) развития малоэтажного и индивидуального жилищного строительства с сопутствующими объектами социально-образовательной сферы; б) формирование межотраслевого комплекса базы строительной индустрии – производства новых строительных материалов, комплектующих изделий, оборудования, инженерных систем и элементов; в) реконструкции, ремонта, поддержания и повышения качества жилого фонда; г) реконструкции, ремонта, поддержания и повышения качества сетей и объектов инженерной инфраструктуры, благоустройства, комфортности жилой среды д) взаимоувязанное развитие сети подрядных строительных организаций и предприятий – территориальных, отраслевых, межотраслевых, специализированных, строительно-монтажных; е) адаптация к новым условиям градостроительного развития существующих предприятий стройиндустрии, развитие малого и среднего предпринимательства; з) формирование новых рынков: территорий и земельных участков; объектов и территорий массового малоэтажного строительства (ММС), строительства объектов инфраструктуры, других рынков, инвестиционных секторов и механизмов. В качестве первоочередных действий целесообразно осуществить разработку нормативно-правовых актов – сводов правил, иных документов; подготовить проекты дополнений и изменений в ряд законодательных актов. В частности – в Гражданский, Земельный, Градостроительный кодексы Российской Федерации; организовать рабочую группу, имеющую компетенции обеспечивать подготовку материалов для Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по направлению «Консолидированная программа развития градостроительной деятельности, устойчивости системы расселения и перехода к новому этапу урбанизации на территории Российской Федерации». Фесенко Дмитрий Евгеньевич: Со второй половины 1950-х гг. усилиями Хрущева возникает коллизия архитектор / строитель – телега была поставлена впереди лошади. В конце 1980-х – 1990-е гг. устами вице-мэра Москвы В.И.Ресина говорилось о том, что «архитектор правит бал», в то время как на горизонте появилась фигура девелопера, который подмял под себя и архитектора, и строителя. По факту ему были делегированы функции по стратегированию пространственным развитием страны. У архитекторов сложилось стойкое ощущение, что девелоперы и строители заодно, что чудовищный перекос в системе расселения, стягивание населения в ограниченное число крупных городов, исчезновение и деградация малых и средних городов, сельских поселений, галопирующий рост этажности застройки и мультипликация 10-метровых студий – это их рук дело. Заседание Российского общества инженеров-строителей, состоявшееся в конце мая, продемонстрировало, что перед лицом надвигающегося кризиса в строительной отрасли нужно объединять усилия - поверх дисциплинарных рамок. Правление РОИС было практически единодушным в оценке ситуации, сложившейся в проектно-строительном деле. Лакировка действительности загоняет проблемы внутрь. При этом, по словам Председателя РОИС, президента Международного Фонда содействия экономического развития им. Байбакова В.М. Серова, на прошедшем недавно в Нижнем Новгороде заседании Правительства обсуждались перспективы развития России, но ни слова не говорилось о положении дел в строительной отрасли. В центре внимания был доклад научного руководителя ЦНИИП Минстроя, академика А.С.Кривова, в котором было проанализировано состояния проектно-строительной отрасли. Он начал с цифр: в 1985 г. объем ввода МКД составлял 74-75 млн м2, в 2023 г. – 53 млн м2, при этом в минувшем году население вложило 8 трлн рублей в объекты недвижимости; в Москве и Петербурге сконцентрировано соответственно 15% и 5% населения страны; в настоящее время на 40 млн семей приходится 72 млн квартир; 1 млрд м2 жилья сосредоточен в домах, построенных до 1975 г., в то время как срок службы тогдашнего железобетона составлял 50 лет. Главный вывод: сложившиеся дисбалансы являются угрозой национальной безопасности страны, и противостояние с коллективным Западом высветило это со стеклянной ясностью. Система территориального планирования не имеет ни идеологии, ни своего центра. Генеральная схема градостроительной деятельности и Генсхема расселения по-прежнему остаются благим пожеланием. Заявленные Президентом РФ в качестве национальных целей 33 м2 на человека к 2030 г. – в нынешних условиях задача невыполнимая. Тем более с учетом введенных за последнее десятилетие сотен тысяч студий. Вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию новая редакция СПР РФ, работа над которой должна быть завершена в этом году. Вопросы, по замечанию В.М.Серова, вытекают один из другого. Как будет осуществляться заявленный разворот системы расселения страны в восточном направлении – «все выше и выше», по китайской или сингапурской модели? Как строить на селе, на протяжении десятилетий пребывающем в загоне? И что, основным строительным материалом по-прежнему остается железобетон? Темой выступлений многих членов Правления РОИС стало развитие малоэтажного строительства. В.М. Серов, указав на рост объемов нераспроданных метров квадратных в МКД, акцентировал внимание на малоэтажной застройке в ее комплексности, включая объекты социальной инфраструктуры. Член комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной палаты РФ В.А. Аверченко заметил, что одна из болевых точек современного строительства – это необходимость периодической замены лифтов, которые не требуются при малоэтажном строительстве, при том что с пополнением банка типовых проектов малоэтажных домов есть проблемы. Член Президиума ЦК КПРФ В.М. Видьманов обрисовал катастрофическое положение дел в сельском строительстве – от разрушения системы проектирования до низких объемов строительства автодорожной сети. Тем самым ставятся под вопрос и перспективы ландшафтно-усадебной урбанизации. Особое внимание было уделено проблемам государственного управления – от критики финансовой политики Центробанка, душащего все живое, до реорганизации проектно-строительной отрасли. По словам В.М.Видьманова, в свете происходящей деградации системы расселения возрождению Госплана нет альтернативы. Если говорить о строительной отрасли, то в силу дефицита специалистов в структуре Минстроя требуется создание общественной структуры – штаба отрасли, пусть он называется, например, Госстрой. В.А.Аверченко поднимает вопрос о необходимости организации отдельной структуры, ответственной за управление сферой ЖКХ. Председатель правления Тверского РО РОИС Ю.Б.Зуев проследил динамику последовательной – от Ельцина к Медведеву - отмены строительных норм и правил, результатом чего стало, в частности, молниеносное возгорание «Крокус-Сити-Холла». Председатель Правления РОИС, генеральный директор ВНИИНТПИ Г.И.Воронцов указал на наличие сетей отраслевых информационных центров – везде, за исключением строительной отрасли; причина очевидная – Минстрой отказывается их финансировать. Участники совещания пришли к выводу о необходимости по результатам заседания составить письмо (В.М.Серов охарактеризовал его как «зубодробительное») на имя первого лица и председателя Правительства с публикацией его в СМИ. Другим способом донесения реальной информации о положении дел в отрасли является встреча с руководством Минстроя. Сможет ли авторитет строителей еще с советским стажем остановить несущийся под откос ночной экспресс в нынешней пороговой ситуации? Архитекторов злостно игнорируют, быть может, послушают строителей?...

blankblankblankblankblank